Краткая презентация адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи
МКДОУ №6 г. Сегежи
Общие сведения
Программа ДОО разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного
приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО) и
Федеральной
адаптированной
образовательной
программой
дошкольного образования (ФАОП ДО), утвержденной Приказом
Министерства просвещения Российской федерации №1022 от 24 ноября 2022
г.
ФАОП ДО реализуется педагогическими работниками
ДОО во всех помещениях и на территории детского
сада с детьми ДОО, имеющими статус ОВЗ.
Цель Программы:
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими
и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ
(ТНР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
(п. 10.1 ФАОП ДО)
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста
на получение доступного и качественного образования, обеспечивает
развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности
ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ТНР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с
ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ТНР, в т. ч. их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка
с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как
субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР,
развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с
ТНР;
- обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах
развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления
здоровья, обучающихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
и начального общего образования.
Программа состоит из обязательной инвариантной части и вариативной
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем
составляет не менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
составляет не более 40% и ориентирована:
- на
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей,
обучающихся с нарушением ТНР;
- на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в т. ч.
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- на сложившиеся традиции ДОО;
- на выбор парциальных образовательных программ и форм организации
работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей с ТНР, а также возможностям
педагогического коллектива и ДОО в целом.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, включает парциальную программу, выбранную педагогическим
коллективом с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов
детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на
специфику социокультурных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
Выбор парциальной программы и форм организации работы с детьми в
наибольшей степени соответствует также возможностям педагогического
коллектива и сложившимся традициям ДОО. В связи с этим, выбранной
парциальной программой стала Региональная образовательная программа
дошкольного образования «Мой край – Карелия»/Сост. Е.Д. Макарова, А. А.
Решетина
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный.
Дополнительным
разделом
является
краткая
презентация
основных
сведений
из Программы
для
родителей
воспитанников.
Целевой раздел
Содержит:
- пояснительная записка;
- цели, задачи, принципы ФАОП;
- планируемые результаты освоения ФАОП в разные
периоды детства;
- подходы к педагогической диагностике достижения
планируемых результатов
Содержательный
раздел
Включает:
- задачи и содержание образовательной деятельности для
всех возрастных групп по пяти образовательным областям;
- программа коррекционно-развивающей работы;
- рабочая программа воспитания.
Организационный
раздел
Включает:
- психолого-педагогические, кадровые условия реализации
Программы;
- особенности организации развивающей предметнопространственной среды;
материально-техническое
обеспечение Программы
и обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания;
- кадровое обеспечение;
- режим и распорядок дня в возрастных группах;
- календарный план воспитательной работы.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей – образовательные области в
соответствии с ФГОС ДО:
«физическое развитие»;
«социально-коммуникативное развитие»;
«познавательное развитие»;
«речевое развитие»;
«художественно-эстетическое развитие».
Образовательная деятельность в ДОО включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной
программы ДО (п.3.9.1.3.4. ФАОП ДО)
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы ДОО: пребывание воспитанников в группах
общеразвивающей направленности – 10,5 часов, в группах компенсирующей
направленности – 10,0 часов при 5-дневной рабочей неделе.
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим,
который представляет собой рациональное чередование отрезков сна
и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При
организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая
принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные
рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый
периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид
деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей
в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
Возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована
Программа
В МКДОУ № 6 г. Сегежи функционируют 3 возрастные группы
компенсирующей направленности:
Группа
Возраст
Направленность
Разновозрастная группа
3-5 лет
Старшая группа
5-6 лет
Подготовительная группа
6-7 лет
Компенсирующей
направленности
Компенсирующей
направленности
Компенсирующей
направленности
Кол-во
групп
1
Предельная
наполняемость
12
1
12
1
12
Воспитание и обучение в детском саду носит общедоступный характер и
ведется на русском языке.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
- психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО
и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
- информировать родителей и общественность относительно целей ДО,
общих для всего образовательного пространства Российской Федерации,
о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста,
а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
просвещение
родителей,
повышение
их правовой,
психологопедагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
- построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления
партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
заложены следующие принципы:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
- возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями
направлениям работы.
Название
направления
Диагностикоаналитическое
направление
воспитанников
строится
по следующим
Содержание работы
Включает получение и анализ данных:
о семье каждого обучающегося, ее запросах
в отношении охраны здоровья и развития ребенка;
об уровне психолого-педагогической компетентности
родителей;
планирование работы с семьей с учетом результатов
проведенного анализа;
согласование воспитательных задач
Просветительское
направление
Просвещение родителей по вопросам:
Консультационное
направление
особенностей психофизиологического и психического
развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста;
выбора эффективных методов обучения и воспитания
детей определенного возраста;
ознакомления с актуальной информацией
о государственной политике в области дошкольного
образования, включая информирование о мерах
господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
информирования об особенностях реализуемой в ДОО
образовательной программы;
условий пребывания ребенка в группе ДОО;
содержания и методов образовательной работы
с детьми
Консультирование родителей:
по вопросам их взаимодействия с ребенком,
преодоления возникающих проблем воспитания
и обучения детей, в том числе с особыми
образовательными потребностями (ООП) в условиях
семьи;
об особенностях поведения и взаимодействия ребенка
со сверстниками и педагогом;
о возникающих проблемных ситуациях;
о способах воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми младенческого, раннего
и дошкольного возраста;
о способах организации и участия в детских
деятельностях, об образовательном процессе и др.
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих
воспитанников
повышается
качество
образовательного
процесса
и происходит сближение всех участников образовательного процесса,
развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал
взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении —
совместное проведение народных праздников. Ежегодно проводятся
мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия ДОО с семьей:
Этапы
Формы
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, анкетирование
Информирование
родителей о ходе
образовательной
деятельности
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые
консультации, родительские собрания, информационные
стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок
детского творчества, приглашение родителей на детские
концерты и праздники
Просвещение родителей
Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы,
тренинги, создание родительской библиотеки в группах
Совместная деятельность
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях,
экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской
исследовательской и проектной деятельности, в разработке
проектов, кружковой работе
Рабочая программа воспитания
Программа отражает интересы и запросы участников образовательных
отношений:
- ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе
возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
- родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка
взрослых;
- государства и общества.
1.1.1. Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие
дошкольников с ТНР и создание условий для их позитивной социализации на
основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а
также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами,
принятыми в обществе.
1.1.2. Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в
обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на
духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала
ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка
посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды,
создания воспитывающих общностей.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода
(от 3-х до 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели
воспитания и с учетом психофизических особенностей, обучающихся с ТНР.
Задачи
воспитания
соответствуют
основным
направлениям
воспитательной работы:
- патриотическое направление воспитания;
- духовно-нравственное направление воспитания;
- социальное направление воспитания;
- познавательное направление воспитания;
- физическое и оздоровительное направление воспитания;
- трудовое направление воспитания;
- эстетическое направление воспитания.
В заключении Программы представлен календарный план воспитательной
работы.
Формы участия в образовательной деятельности детского сада
выбираются педагогами самостоятельно при активном участии самих
родителей.
Программа адресована педагогическим работникам и родителям
воспитанников МКДОУ № 6 г. Сегежи.